Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В дошкольнм учреждении имеются 25 групповых ячеек (групповая, спальня, буфетная, туалетная, раздевальная).
Оснащение:
- детская мебель для практической деятельности;
- центры развития:
- книжный уголок
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
- спортивный уголок;
- уголок для сюжетно-ролевых и режиссерских игр;
- театрализованный уголок (ширма, различные виды театра);
- уголок ряжения (для театрализованных игр);
- уголок уединения;
- уголок народного творчества (выставка изделий народных мастеров, детского творчества);
- уголок природы;
- уголок экспериментально-исследовательской деятельности;
- игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом)
- спальная мебель;
- шкафы для пособий;
- детские шкафчики для раздевания;
- информационный уголок для родителей;
- выставки детского рисунка, поделок.
Организованная предметная среда в детском саду предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, сточки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости. В нашем детском саду постоянно поддерживаются все условия для оптимально— результативной организации образовательного процесса.
В групповых комнатах пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью. Помещения групп детского сада оснащены детской и игровой мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной, самостоятельной деятельности дошкольников. Групповые помещения ДОУ имеют комнату для раздевания, игровую и туалетную комнату. Созданная с учетом возрастных особенностей детей и современными требованиями, развивающая среда в группах формирует игровые навыки у детей и способствует развитию личности дошкольника. В целом она организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые для осуществления любой деятельности были доступны детям и убирались ими на место самостоятельно, что дает возможность обеспечивать в группах порядок и уют. Созданы игровые уголки для проведения сюжетно-ролевых игр, в каждой группе имеются уголки изо деятельности, театрализованной деятельности, музыкальные и физкультурные уголки для самостоятельной деятельности детей. Все это позволяет успешно решать педагогические задачи и создает все условия для физического, эстетического и экологического воспитания. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования в группах выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
- В каждой возрастной группе есть «зеленые уголки» с различными видами растений, собраны коллекции и гербарии. Имеющийся в ДОУ материал и правильная его организация способствует, таким образом, формированию у детей бережного и уважительного отношения к живой природе и удовлетворению интереса детей к «братьям нашим меньшим».
- В каждой возрастной группе имеются дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература, необходимая для организации разных видов деятельности детей.
- Приемные имеют информационные стенды для родителей, постоянно действующие выставки детского творчества.
Предметно-развивающая среда в групповых помещениях, обеспечивает реализацию основной образовательной программы МБДОУ, включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, атак же совместную деятельность взрослого и ребенка и свободную самостоятельную деятельность самих детей.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
В дошкольном учреждении имеются 2 методических кабинета.
Оснащение:
- библиотека научной, научно-популярной методической и детской художественной литературы;
- документация в соответствии с номенклатурой;
- наглядно-дидактические пособия, раздаточный материал по всем направлениям развития;
- развивающие игры;
- стол, стулья, шкафы, стеллажи
- компьютер – 2;
- принтер – 2;
- ноутбук – 2;
- доступ в Интернет.
Методический кабинет ДОУ оснащен справочной и методической литературой для реализации всех направлений развития детей в соответствии с основной образовательной программой:
- педагогические методики и технологии;
- учебно-методические комплекты и учебно-наглядные пособия для работы с детьми; старшего дошкольного возраста (альбомы с развивающими заданиями по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста;
- картины, репродукции, произведениями графики разных художников, произведения декоративно-прикладного искусства;
- электронными образовательными ресурсами.
В дошкольном учреждении имеются 2 музыкальных зала (по 1 в каждом корпусе).
Оснащение:
-шкафы - стеллажи для хранения пособий;
- мультимедийное оборудование ;
-сборники нот, методическая литература, журнал "Музыкальный руководитель";
- детские музыкальные инструменты ;
- аудио и видеодиски музыкальными произведениями;
- различные виды театров;
- детские и взрослые театральные костюмы
-электрическое пианино.
Оснащение музыкального зала соответствует санитарно-гигиеническим нормам, площадь музыкального зала достаточна для реализации образовательных задач. Оформление зала осуществлено в соответствии с эстетическими требованиями к данной части предметно-образовательной среды детского сада. Оборудование музыкального зала оснащено в соответствии с принципом необходимости и достаточности для организации образовательной работы. В 2015-2019 году приобретено мультимедийное оборудование, музыкальный центр, электрические пианино. Имеются музыкальные инструменты для детей бубны, колокольчики, барабаны, ложки и др.
Оснащение:
-cтол для педагога;
- шкафы для хранения пособий;
- детские столы, стулья;
- настенное зеркало;
- настенная доска;
- магнитная азбука;
- логопедические зонды;
- материал для диагностики;
- дидактические пособия по познавательному развитию;
- дидактический материал для развития мелкой моторики;
- дидактический материал по развитию речи:
звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй, слоговая структура, словарь, связанная речь;
- настольно-печатные игры.
Наличие оборудованных библиотек
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас."Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты"- так можно перефразировать мудрое изречение.
Результаты исследований за последние десятилетия в ряде стран показали: читающие люди способны проблемно мыслить, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов), точнее формулируют мысли и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.
Книга нужна дошкольнику. Чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать.
Также в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Важный показатель неблагополучия – ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности.
Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулки. Но не все знают, что не меньше, а порой и больше ребенок радуется, когда родители читают ему книжку.
В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка "социальном институте" – детском саду.
Начать создание библиотеки мы решили с опроса родителей и детей старшей и подготовительной групп. В опросе пожелали участвовать 42 родителя.
На вопрос "часто ли Вы читаете ребенку книги" положительно ответили 18 (75%) участников опроса.
На вопрос – "Что больше всего любит слушать Ваш ребенок?":
13 (54%) – сказки,
3 (12,5%) – стихи,
8 (17%) – познавательную литературу;
8 (17%) – всё.
На вопрос "Считаете ли Вы книгу хорошим подарком?" положительно ответили 12 (50%) родителей.
На вопрос "Нужно ли сравнивать поступки детей с поступками литературных героев?" 16 (67%) респондентов ответили положительно.
На вопрос "Будете ли Вы пользоваться услугами библиотеки в МДОУ?" 31 родителей (71%) ответили положительно.
Во время общения с воспитанниками подготовительной группы мы старались обратить внимание на то, что дети мало интересуются книгами, не умеют пользоваться журналами.
Из 16 опрошенных ребят:
10 (62,5%) не могли точно назвать произведения, которые читают дома и в детском саду,
8 детей (50%) не смогли назвать любимого литературного героя,
9 воспитанников (56%) предпочитают слушать и читать сказки, 5 (31%) – познавательную литературу, энциклопедии и только 2 человека (12,5%) любят читать стихи.
На вопрос "Кто читает лучше?" 10 воспитанников (62%) сказали, что мама, 4 человека (25%) любят слушать воспитателя и 2 воспитанника (12,5%) – любят читать сами.
Анализируя анкеты родителей и детей подготовительных групп, мы пришли к выводу, что необходимо научить детей и их родителей любить книгу и развить у них интерес к ней. В целях поддержки и развития чтения, педагоги нашего сада решили внести посильный вклад в приобщение к книге, в формирование грамотного и вдумчивого читателя.
Наличие оборудованных объектов спорта
В дошкольном учреждении имеются 2 спортивных зала (по 1 в каждом корпусе).
Оснащение:
- музыкальный центр – 2;
- пианино – 2;
- детские стульчики;
- занавес;
- ширма
- шведская стенка ;
- физкультурно-спортивное оборудование (гимнастическая скамейка, мячи, обручи, резиновые надувные мячи, кегли, скакалки, беговые дорожки, детские тренажеры, велотренажеры и многое другое).
Физкультурный зал нашего ДОУ является:
- центром физической подготовки детей;
- центром формирования у детей жизненно-необходимых двигательных умений и навыков, достижения определенного уровня физической культуры;
- центром консультативной работы с воспитателями и родителями по вопросам физ. воспитания.
Основные задачи:
- Охрана и укрепление здоровья детей.
- Совершенствование физического развития дошкольников.
- Повышение сопротивляемости и защитных сил организма у детей.
- Улучшение физической и умственной работоспособности детей.
- Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определять свое состояние и ощущения.
- Развитие представления о строении собственного тела, назначении органов.
- Формирование представления, что полезно и что вредно для организма.
В организацию и содержание деятельности спортивного зала входят:
1 .Формы организации физического воспитания:
физкультурные занятия в зале и на воздухе;
утренняя гимнастика;
физ. досуг, праздники, дни здоровья;
спортивные игры и упражнения;
ритмическая гимнастика;
корригирующая гимнастика;
физ. прогулка: пешеходная, лыжная.
подвижные игры;
самостоятельные занятия.
2. Изучение и внедрение новых методик по физ. воспитанию.
3. Проведение консультативной работы с педагогами и родителями по поводу физического воспитания детей.
4. Наличие в физ.кабинете специальной методической литературы, методических разработок, рекомендаций по здоровому образу жизни.
5. Наличие картотеки: основных движений, подвижных игр, игровых и спортивных развлечений.
Руководство и контроль за деятельностью спортивного зала осуществляет заведующий детским садом, старший воспитатель, старшая медсестра.
Для удобства и координации работы физкультурных занятий составлен специальный график.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
аудиовизуальные (слайды);
наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
спортивные снаряды, мячи и т.п.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
сотворчество педагога и обучающегося;
приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В ДОУ имеется доступ к сети интернет. Все компьютеры подключены к интернету
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
В МБДОУ Детском саду № 84 "Снегурочка" электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ непосредственно воспитанников в рамках реализации образовательных программ, в том числе и адаптированных, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены.
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Документы отсутствуют
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Во втором корпусе есть пандусы, лифт.
Организация не располагает общежитием, интернатом. Информация о доступе отсутствует